Техническое обслуживание АКПП (автоматической коробки переключения передач): замена масла АКПП, проверка уровня масла АКПП и т.д.

Техническое обслуживание АКПП

Техническое обслуживание АКПП в первую очередь включает в себя контроль за состоянием трансмиссионной масляной жидкости (качество и уровень масла, визуальный осмотр агрегата на предмет  течи), а также проведение некоторых регулировок коробки передач в том случае, если это предусмотрено инструкцией по эксплуатации.

Не зависимо от того, какой у вас автомобиль и типа коробки передач (механическая или автоматическая), выработайте у себя привычку время от времени после стоянки осматривать место под днищем вашего автомобиля на предмет появления масляных пятен.  Вообще, любой агрегат машины, имеющий масляную смазку, нуждается в такой проверке. И если обнаружена течь масла, необходимо как можно быстрее ее исправить. Тогда отрицательные последствия этой неисправности будут сведены к минимуму.

Смазка АКПП имеет особенный цвет, так что можно довольно легко определить источник протекания (коробка передач).

 

Смазочная гидравлическая трансмиссионная жидкость АКПП (масляная жидкость АКПП).

В автоматических коробках переключения передач (АКПП) в настоящее время  преимущественно используются масла от производителя Dexron. Это масло выпускается различными компаниями, но отличается практически только цветом (бывают масла красного, зеленого, оранжевого цветов).

Масла различных цветов не рекомендуется смешивать между собой. В целом же они взаимозаменяемы. Вы можете узнать рекомендуемый тип масляной жидкости из инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

ат-сервис - замена масла акппат-сервис - замена масла акппат-сервис - замена масла акпп

 

См. также статью «Что такое АКПП ?».

 

 

Периодически необходимо проверять уровень масла в АКПП.

Проверка уровня масла АКПП.

Во-первых, необходимо сделать важное замечание: проверять уровень масла необходимо на работающем и полностью прогретом двигателе и АКПП (АКПП полностью прогревается после 15-20км езды). Иначе можно получить ошибку в измерении до 25%.

Большинство конструкций АКПП оборудованы щупом для замера масла. После прогрева установите селектор (рычаг переключения) в положение парковки (P)(ваш автомобиль при этом должен располагаться на ровной горизонтальной поверхности, двигатель работает). Далее найдите расположение щупа измерения уровня масла. Извлеките щуп и протрите его насухо, затем вставьте его до конца и снова извлеките.

На щупе имеются несколько меток (минимум две): верхняя метка(-и) соответствуют нормальному уровню масла на прогретой АКПП, такая риска часто помечается словом «hot» (от англ. – «горячий»); нижняя метка(-и) указывает уровень для холодного состояния, такая метка есть не на всех коробках и она служит для примерной оценки уровня масляной жидкости.

ат-сервис - проверка уровня масла акпп - щупат-сервис - проверка уровня масла акпп - щупат-сервис - проверка уровня масла акпп - щуп

ат-сервис - проверка уровня масла в АКПП - щуп

 

Некоторые автоматические коробки передач имеют патрубок для замера уровня масла, через него же масло доливается в агрегат.

ат-сервис - заливка масла в АКПП через патрубок

 

Некоторые замечания по типам АКПП и маркам автомобилей:

>> на автомобилях Honda(Хонда) и Acura(Акура) уровень масла замеряется при заглушенном (прогретом) двигателе.

>> На переднеприводных автомобилях Mitsubishi(Митсубиси), Hyundai(Хендай) и Proton(Протон)  замер уровня масла осуществляется при нейтральном режиме АКПП.

 Вообще, конкретные рекомендации по замеру определяются не маркой автомобиля, а моделями коробок передач, которые используются различными производителями машин (к примеру, одинаковые АКПП могут быть у переднеприводных Mitsubishi (Митсубиси)  и у Chrysler(Крайслер)).

>>  Проверку уровня масла на таких автомобилях, как Audi (Ауди) и VW, имеющих трехскоростную АКПП, также проводят при нейтральном положении селектора.

>> Что касается моделей АКПП, в нейтральном режиме трансмиссии требуется измерять уровень масла на агрегатах фирмы Chrysler(Крайслер); на АКПП производителя Aisin Warner уровень масла измеряется в парковочном режиме (P). И те и другие коробки могут быть установлены на автомобилях различных марок. Чтобы определить, какая из этих АКПП установлена на вашей машине, можно провести визуальный осмотр:  у агрегатов Aisin Warner прямоугольный поддон,  труба для щупа приварена сбоку, и сзади поддона располагается сливная пробка; агрегаты Chrysler(Крайслер) имеют практически квадратный поддон, щуповую трубу в картере, сливная пробка отсутствует.

>> Щупом оборудованы не все автоматические трансмиссии. Некоторые АКПП вместо щупа имеют контрольное отверстие с пробкой. Для замера уровня масла в таких трансмиссиях (например, у производителя автоматических коробок передач «ZF») приходится использовать подъемник или яму. Но есть и существенный плюс – при открытой контрольной пробке исключается переливание масла, что немаловажно.

АКПП марки ZF устанавливаются на автомобили BMW(БМВ). В пятискоростных коробках ZF, установленных на BMW(БМВ), контрольное отверстие используется еще и для заливки масла.

>> АКПП Mercedes (Мерседес) 722.6 вообще не имеет конструктивных особенностей, которые позволили бы измерят уровень масла в этих агрегатах. Данные коробки передач сейчас устанавливаются почти на все автомобили марки Mercedes (Мерседес) и  необходимый уровень масла в них поддерживается автоматически, посредством перепускного клапана, регулирующего уровень масляной жидкости в поддоне.

В любом случае, если вы хотите самостоятельно провести измерение уровня масла в АКПП вашего автомобиля, обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя вашего автомобиля. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к специалистам по техническому обслуживанию и ремонту АКПП.

 

Слив и замена масла АКПП.

В среднем, трансмиссионную масляную жидкость рекомендуется менять после 50-70 тыс. км пробега, в особых случаях – 30-40 тыс. км пробега (смотрите инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля).  Продление величины пробега до замены масла не критично для механизма АКПП, однако ухудшение свойств масляной жидкости со временем отрицательно сказывается на ресурсе коробки передач.

Масло сливают после того, как АКПП прогрета до рабочей температуры. Для слива откручивают пробку сливного отверстия, расположенную внизу корпуса коробки.

На вытекание максимально возможного объема масла может уйти достаточно много времени, однако необходимо его потратить.

ат-сервис - слив трансмиссионного масла с АКПП

АТ-Сервис - слив масла АКПП - сливное отверстие в поддоне картера

Одновременно с заменой масла производится замена фильтрующего элемента. Часто для этого приходится откручивать и снимать поддон картера, поэтому лучше доверить эту работу специалистам автосервиса. По виду отложений на поддоне они сделают выводы о состоянии АКПП в целом.

Полностью слить масляную трансмиссионную жидкость, не разбирая агрегата АКПП, обычно нельзя, заменить можно максимум 80% масла. Так что, в действительности происходит не смена, а обновление масла.

Трансмиссионная жидкость(масло) заливается в АКПП через патрубок либо через заливочное отверстие в картере.

ат-сервис - слив и замена масла АКПП через технологические отверстия

Замечание! Как переливание, так и недостаточный уровень масла вызывает его вспенивание и резкое увеличение объема, вследствие чего масло выбрасывается в сапун АКПП. Вспененное масло не обладает необходимыми свойствами и его образование приводит к ускоренному износу деталей АКПП и ее поломке. Кроме того, замер уровня вспенившегося масла дает неверное представление о реальном объеме трансмиссионной масляной жидкости в устройстве. Если вы обнаружили течь масла из АКПП после езды и, осмотрев щуп, заметили на нем вспененное масло, заглушите двигатель и переждите некоторое время, пока масло не отстоится. Затем повторно замерьте уровень масла с неработающим двигателем.

При недостаточном уровне масла его вспенивание происходит сразу после пуска двигателя. При избыточном – во время езды, особенно на больших оборотах двигателя, так как в данном случае, из-за повышенного уровня, масло захватывается вращающимися деталями коробки, что приводит к образованию воздушно-масляной эмульсии (и как говорилось выше, выбросу ее через сапун).

 

Регулировочные работы

В автомобилях Ford(Форд), Chrysler(Крайслер) и некоторых других могут быть установлены АКПП с возможностью регулировки свободного хода тормозных лент посредством регулировочных болтов (болты могут располагаться либо снаружи, либо внутри агрегата АКПП).

По правилам эксплуатации, регулировка этих лент должна производиться одновременно с каждой заменой масла. Соответственно инструкции, болты нужно затянуть с определенным усилием при помощи динамометрического ключа, после чего вывернуть их на указанное количество оборотов.

ат-сервис - регулировака свободного хода тормозных лент АКПП

Неправильная регулировка свободного хода тормозных лент может привести к их пробуксовке и невозможности переключения передач.

 

Автосервис "АТ-Сервис" осуществляет качественное техническое обслуживание автоматических коробок передач (АКПП) автомобилей различных марок (а также, при необходимости, диагностику АКПП).


Дополнительная информация