Что такое АКПП?

Автомобиль, как и любое техническое приспособление, используемое человечеством, постоянно совершенствуется, его эксплуатационные свойства расширяются. Это служит облегчению управления автомобилем и увеличивает надежность и долговечность его работы.  При этом, естественно,  происходит усложнение конструкции автотранспортного средства.


Один из основных элементов управления в автомобиле -  механизм переключения скоростей движения, а проще говоря, коробка передач. Классический ручной механизм переключения передач стремительно уходит в прошлое. Ему на смену пришла автоматическая трансмиссия.
Ручное управление переключением скоростей предполагает постоянное слежение за скоростью движения, а также за нагрузкой двигателя.  Водителю при этом необходимо все время переключать скорости, выполняя монотонную и утомительную работу.


Использование автоматической коробки переключения передач (или сокращенно - АКПП) способствует значительному уменьшению нагрузки на водителя в управлении, улучшению скоростных качеств автомобиля и условий эксплуатации ходовой части, вследствие чего продлевается срок ее службы. 


Автоматические трансмиссии пока больше применяются на легковых автомобилях, в том числе и на полно-приводных, но получает распространение и их использование в грузовом транспорте.
Итак, перечислим преимущества АКПП перед ручной коробкой передач:

  1. Более комфортное вождение, как следствие уменьшения операций контроля у водителя;
  2. АКПП более плавно, если сравнивать с человеком,  осуществляет переключение передач, точнее согласуя нагрузку на двигатель и степень давления на педаль газа со скоростью движения автомобиля;
  3. АКПП ограждает ходовую часть автомобиля и двигатель от лишних перегрузок;
  4. При наличии АКПП вы все равно можете использовать режим ручного переключения скоростей.

 

На настоящий момент имеется достаточно большое разнообразие видов автоматических трансмиссий. Но по способу управления и контроля их можно  разделить на два типа, в которых данные функции выполняются:
А) гидравлическим устройством.
Б) электронным устройством


 Однако АКПП обоих типов практически идентичны, и состоят из аналогичных деталей и узлов, а именно следующих:
- механизм выбора режима движения
- гидротрансформатор (статья «Общее устройство и принцип действия гидротрансформатора»)
- блок передач
- узел управления и контроля

 

Под хитрым словосочетанием «механизм выбора режима движения» понимается  ни что иное как рукоять переключения, которая расположена в салоне автомобиля. С коробкой передач она сообщается посредством  тяги – жесткой либо гибкой. Изменяя положение рукоятки, водитель может переключаться между следующими режимами работы АКПП: нейтральное положение, «вперед», «назад», «парковка». Как правило, режим движения вперед, состоит еще из трех режимов – низкоскоростного, среднего и нормального.


АКПП - рукоять переключения передачАКПП - рычаг переключения передачРычаг управления АКПП


 Обозначения могут варьироваться у различных производителей. Ниже указаны наиболее часто используемые обозначения и особенности того или иного режима:
(N) – нейтральное положение, при котором автомобиль может свободно катиться в любом направлении (используется при стоянке с работающим двигателем);
(P) – парковочный режим для стоянки с неработающим двигателем;
(R) – задняя скорость;
(L) или (1) – низкоскоростной режим;
                Используется в качестве первой передачи с большим крутящим моментом и невысокой скоростью передвижения (езда по пересеченной местности, плохой дороге,  трогание в гору).
(S), (2) или (*) – среднескоростной режим;
                Движение на двух передачах, позволяющая меньше использовать педаль тормоза (езда по скользкой дороге, в гололед, по плохой дороге).
 (D) или (D-3) – нормальный режим.
                Используются все возможные передачи. Основной режим при движении по нормальному асфальтовому дорожному покрытию.

 

Использование рычага выбора режима движения имеет определенные важные особенности.


Из соображений безопасности АКПП разрешает запуск двигателя только в двух положениях – (N) и (P).


На рычаге имеется фиксатор, который не позволяет делать неправильные переключения без его нажатия, например, включать заднюю скорость при движении вперед. Все разрешенные переключения можно делать без нажатия фиксатора. Данное утверждение справедливо и во время езды,  и при трогании с места. Фиксатор, таким образом, предотвращает перегрузку трансмиссии и страхует ее от поломок, возможных вследствие неверного выбора режима движения. К примеру, чтобы включить заднюю скорость (R) или пониженную (L), необходимо соответственно остановить автомобиль или понизить скорость движения до необходимой для использования первой передачи.


Большинство АКПП, помимо прочего,  оборудованы так называемой системой KickDown (кик-даун), которая понижает передачу при резком нажатии на педаль газа и позволяет, таким образом, резко укорить автомобиль, например, во время обгона.


В АКПП передаточные соотношения обеспечиваются планетарными механизмами. Крутящий момент через эти механизмы передается от двигателя на оси колес посредством фрикционных дисков, а также с помощью дифференциала и других устройств. Система управления и контроля посредством трансмиссионной жидкости (масла) взаимодействует со всеми этими устройствами.


Узел управления и контроля включает в себя гидравлический блок клапанов, шестеренчатый насос и поддон, в котором собирается масло. Нагрузка на двигатель, степень давления на педаль газа и скорость перемещения автомобиля преобразуются в сигналы  гидравлической системы узла, состоящего из каналов, взаимодействующих через клапаны и плунжеры и воздействующих на фрикционные блоки, в результате чего последние включаются или выключаются, тем самым определяя передаточные соотношения.


Таким образом, масло в АКПП выполняет различные важные  функции:  вышеуказанное обеспечение работы системы управления и функционирование фрикционных блоков,  передачу крутящего момента в гидротрансформаторе, смазку и охлаждение трущихся частей. Масляная жидкость в АКПП -  это высококачественное минеральное масло, именуемое смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью.


Очень важно использовать для данной АКПП именно тип трансмиссионного масла, рекомендованный ее производителем. В противном случае возможен отказ автоматической трансмиссии из-за снижения характеристик эксплуатации. Необходимо следить за уровнем жидкости в АКПП и периодически должна производиться замена масла акпп (примерно через 15 тыс. км пробега автомобиля, более точный срок можно узнать на упаковке). Хотя правильнее говорить не о замене масла, а о его обновлении,  так как половина масла остается в трансмиссии, и не снимая агрегата (что в основном имеет смысл только когда производится ремонт АКПП) возможно лишь долить новое масло.


Наиболее распространенная трансмиссионная жидкость – «Dexron» (I,II,III). Также применяется более новый тип жидкости – T (либо T- II). Разные типы трансмиссионного масла имеют различный цвет, то есть не рекомендуется производить их смешивание.


Если АКПП имеют разделенную конструкцию, когда блок главной передачи отделен от коробки передач, то необходимо заполнять резервуар каждого блока по отдельности. В этом случае для главной передачи применяется обычное трансмиссионное масло (SАЕ 85W/90 или масло ТАД 17 отечественного производства). Такое масло заменяют через 50 тыс. км пробега.


Дополнительная информация